Главная Консультации

Страничка учителя-логопеда
 

Синдаловская Мария Александровна -учитель-логопед, высшее

профессиональное образование, стаж 9 лет

Часы приема:

Среда: 14.00- 18.00



                    Здравствуйте, Уважаемые родители!

            Приветствую Вас на страничке учителя-логопеда



Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка

Слух является непременным условием успешного формирования речи.

Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения.

Это может быть вызвано нарушением моторики артикуляционного аппарата,

недостаточным развитием фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием понимают специальные умственные действия

по дифференциации (различению) звуков речи и установлению

звуковой структуры слова.

Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и

элементарный звуковой анализ.

Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается

на основе фонематического слуха,

происходит различение на слух звуков речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом

четкого произнесения звуков,

построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения

грамматическим строем языка,

успешного освоения навыков письма и чтения. Фонематическое

восприятие  формируется у ребенка

в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная

форма речевой деятельности.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим

формам речевой деятельности – устной речи,

письму, чтению, поэтому фонематическое восприятие является

основой всей сложной речевой системы.

Нарушения фонематического восприятия приводят к

смешению звуков и заменам в устной речи,

а также заменам соответствующих букв на письме.

Представляем основные типы смешения  и замен звуков, а также букв:

  • звонких согласных глухими (“блакала”– плакала, “крафин”– графин);
  • твердых согласных мягкими(“потерала”– потеряла, “ягоди”– ягоды, “синая” – синяя);
  • свистящих согласных шипящими ( “чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели);
  • аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш]
  •  (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ]
  •  (“кратит” красит, “кординка” – корзинка).

Таким образом, достаточный уровень развития фонематического восприятия является

непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика

сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

С целью обследования сформированности фонематического восприятия родители могут  использовать следующие  задания.

1. Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются  картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, а ребенок их показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Родителям не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ. Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

  1. 2. Ребенку предлагают повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

Та – да, Да – та, Ка – га, Та – да – та, Да – та – да, Ка – га – ка, Ца – ча – ца, Ча – ща – ща, Оц – оть – оц, Том – дом, Лук – люк, Сок – цок

  1. 3. Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом родитель называют разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.

























Примеры практических заданий и игр

на развитие фонематического слуха

1. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы)

3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

4. «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5. «Зоркий глаз». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.), например:

сад—сани сок—шок

сумка—суп—сапоги шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

7. «Бусы». Цели: развивать фонематические представле­ния, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы...

Мы их соберем,

Нанижем на нитку

И слово найдем. —

участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...

на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

8. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

9. «Сложи звуки». Дели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например:

[П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.

10. «Скажи наоборот». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы, И—...(И, Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками ПА — АП АП — ПА; ПО —...(ОП) ОП—...(ПО); ПУ — ... (УП) ЫП — ... (ПЫ); ПЭ—...(ЭП) УП—...(ПУ); ПЫ — ... (ЫП) ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ ПЯ — ПА; ПУ —...(ПЮ) ПИ—...(ПЫ); ПЭ —...(ПЕ) ПЮ—...(ПУ); ПО —...(ПЁ) ПЁ—...(ПО); ПЫ—...(ПИ) ПЕ—...(ПЭ)